СВОЙ ЗВУК
2010 СВОЙ ЗВУК. All rights reserved.
ВСЕ СХЕМЫ
НА ГЛАВНУЮ

Высококачественный телефонный усилитель Astream
                          ( при копировании материала, ссылка на первоисточник - http://yooree.narod.ru , обязательна )
 
Призказка :
 
Реально ли собрать высококачественный усилитель для телефонов на ОУ? Ответ неоднозначный, потому как ОУ бывают разные…
Большинство современных источников имеют достаточно неслабую амплитуду на линейном выходе – 1-2В  но такой выход не предназначен
для работы на низкоомную нагрузку и обладает весьма скромными возможностями по току.
От телефонного усилителя в основном требуется усилить сигнал по току (усиление по напряжению может тоже при необходимости быть произведено) и “раскачать” типичную для большинства телефонов нагрузку – 30-60 Ом.
 
 
Техзадание и мысли по реализации :
 
Усилить сигнал по току. По напряжению будем стремиться к коэффициенту передачи около 1.
Основной проблемой в случае с традиционными ОУ претендующими на специальность быть телефонными усилителями является то, что большинство из них по своей топологии – ОУ с обратной связью по напряжению. И при работе на низкоомную нагрузку с Кус. близким к 1 они как правило работают неустойчиво + существенно снижается качество звучания такого хэдампа по причине сужения диапазона и роста искажений.
 
CFA нам поможет !
 
Англоязычная аббревиатура CFA расшифровывается как Current Feedback Amplifier что в переводе на великий-могучий есть Усилитель с Обратной Связью по Току. Или еще можно назвать так – ОУ с ТОС. ОУ с ТОС наоборот, больше “любят” работать с глубокой ОС,  с небольшим Кус. который несложно установить в районе 1-2.
К тому же, ОУ с ТОС определенно “делают” многие ОУ с НОС и по другим
показателям:
- уровень шумов/искажений – не хуже и в некоторых случаях даже лучше.
- скорость нарастания выходного сигнала и выходной ток – определенно выше.
Но самое важное в нашем случае, это что диапазон не страдает!
 
Как все начиналось :
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                             
Началось все с того, что Владимир (Vol2008) решил в качестве драйверов хэдампа использовать LT1210, об этом он в свое время писал на ....gor.ru.  Получилась такая схема :
Потом, этим вариантом заинтересовался Дмитрий (Diver52), только он пожелал изменить ОС дабы выйти на Кус. = 1 и если он правильно воспользовался моими рекомендациями, то схема получилась вот такая :
 
И по моему совету он не стал использовать чипы 1210 (несколько жалко их на хэдамп пускать), использовал “младшую” версию этих CFA – LT1206. Как я понял из отзыва Дмитрия – он остался очень доволен результатом.
А впоследствии я решил и сам собрать макетик и послушать что оно и как играет.
Схему я несколько изменил; во первых – конфигурировал под двухполярный источник
питания (как-то отвык уже от работы с “однополяркой” , во вторых – немного изменил номиналы элементов в сравнении со схемой Владимира. Внес и некоторые дополнительные элементы. Ну и дал конструкции некое имя заодно.
Питание выбрал +/-11В по той причине, что подсказка по схеме такого стабилизатора уже есть в составе усилителя Nechto 2  На практике его можно выбрать несколько ниже/выше.
В моей схеме номинал потенциометра – 100 кОм, на практике можно поставить и другой номинал, это не существенно, полагаю. Номинал C1 (отвечает за компенсацию потерь ВЧ) – можно будет подобрать “по вкусу”. Электролит на выходе – не обязателен, но полезен! Уровень постоянки без него может лежать в пределах 0,08В – 0,3В, вреда наушникам такая незначительная постоянка не причиняет, но при подсоединении/отсоединении штекера телефонов заметны щелчки. Электролит ( лучше всего - низкоимпедансный) на выходе не ухудшает звук + он гарантированно защитит ваши телефоны в случае непредвиденной аварийной ситуации. В ходе испытаний макета пробовал перемыкать выходные электролиты
перемычками – звуковая картинка оставалась неизменной. С входным бутербродом (С2+С3) я наигрался вдоволь! Если в широком смысле, то здорово “звучат” почти все конденсаторы распространенных типов.  Вариант по умолчанию – К73-17+МБМ – достаточно хорошо.
К73-17 отдельно – несколько резковато, басы более “размазанные”. Очень неплохо сыграли и “раздетые” МБГО-2 – когда-то вытянул начинку из стального корпуса и так они и валяются.
А вот не раздетые МБГО-2 отыграли ужасно… В лидеры (как ни странно для меня) вышли полипропиленовые емкости. Пробовал чешский, немецкий и американский полипропилен.
Все хорошо себя показали, но в лидеры можно сказать выбился WIMA MKP 4,7 мкФ х 100В. Добавочный МБМ 1,0 мкФ х 160В – обязательное дополнение. Интересно будет попробовать некий дешевый китайский полипропилен, вдруг тоже пойдет… Емкость полипропиленового в этой конфигурации желательна не менее  4 мкФ, если ставить меньше, то наблюдается некоторый дефицит НЧ. Конденсатор С9 – опциональный, при желании его можно исключить.
Его тип – либо пленочный лавсановый либо однослойный керамический. С керамикой крайне-высокие резче, с лавсаном – глуше. Вообще, в тракте практически нет частотной коррекции, звучание ровное, детальное и естественное, фонограмма звучит практически так, как она была приготовлена звукорежиссером. Писать подробнее о звучании нет смысла – быстрее будет собрать эту несложную схемку и послушать самому :)
На мой взгляд, звучит именно так, как должен звучать качественный хэдамп.