СВОЙ ЗВУК
2004 - 2010 СВОЙ ЗВУК. All rights reserved.
ВСЕ СХЕМЫ
НА ГЛАВНУЮ

   Hi-Fi усилитель с драйвером на LM1875
                                                                                   ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  :  
 
Долговременная максимальная выходная мощность ( + / - 23В / 4 Ом) ,
не   менее:  – 38 Вт
Кратковременная пиковая (+ / - 25В / 4Ом) - до 90 Вт (Uout - 27V ampl.)
 
Диапазон эффективно усиливаемых частот – 15...70 000 Гц 
 
Коэффициент нелинейных искажений – 0.07% ( 35 W; 4 Ом; 1 kHz)
 
LM1875 заслуживает всяческих похвал, по своим показателям она значительно превосходит многие ИМС аналогичного класса, выпускаемые другими производителями. Это действительно так, на сегодняшний день, производитель(National Semiconductor) - один из явных лидеров в этой области, владеющий уникальной технологией. Но самое главное – микросхемы от NS славятся своей высокой надежностью.
 
На этом лирическое вступление заканчивается, потому, как статья эта посвящается не National Semiconductor, а тому, как можно использовать LM1875.
 
Если название микросхемы вам ни о чем не говорит (т.е. знакомство еще не состоялось), а интерес имеется, можно заглянуть, например, сюда http://www.pool.mipt.ru/radio_audio.php название статьи – “20-ваттный усилитель звуковых частот “.
 
“20 ватт – это мало“ – могут сказать любители большей мощности и тем самым прольют свет на цель моей публикации. Да, пожалуй, единственный “минус“  LM1875 – предел мощности  в 30 ватт( да и то, только на нагрузке 8 Ом и при предельном значении питающего напряжения). А если использовать ИМС с такими прекрасными показателями в качестве драйвера для пары мощных транзисторов? Вы не пробовали? Я попробовал, и хотя сомнений было много, все получилось как нельзя лучше.
 
Уверен в том что, многие знают, что подобное устройство уже было разработано на базе  ИМС TDA2030A, схема эта опубликована давно и хорошо известна. Я ничего не имею против  автора, его схемы, и тем более самой идеи,  я просто излагаю альтернативный вариант.
 
      Аргументы за LM 1875  :
 
1 - гораздо надежнее, чем TDA2030
2 - характеристики лучше, чем у TDA2030
 
     Аргументы против TDA2030 :
 
1 - эти ИМС имеют нехорошую привычку “ гореть “, хотя, это еще мягко сказано – сам был свидетелем того, как они ВЗРЫВАЮТСЯ, разбрасывая вокруг осколки корпуса.
2 - по такому немаловажному показателю как коэффициент нелинейных искажений, TDA2030 отстает от LM1875.
3 - в продажу часто поступают явные подделки от ''левых " фирм (форма корпуса у подделок строго прямоугольная)
4 - даже среди фирменных изделий нередко встречается откровенный брак
 
Как составлялась конструкция :
 
Микросхема была включена по стандартной схеме, согласно Datasheet от производителя, чисто для проверки. Далее выяснилось следующее; хотя по паспорту LM1875 способна показать чувствительность вплоть до 90 дБ, обвеска представленная на схеме удерживает этот показатель на уровне около 26 дБ.
 
В перспективе вырисовывались 3 варианта :
 
- ставить на входе активный темброблок
 
- ставить на входе пассивный темброблок + дополнительный каскад усиления
 
- ослабить уровень ООС путем изменения номиналов элементов обвески и поднять чувствительность микросхемы до уровня 45…50 дБ, так, чтобы ограничится только пассивным темброблоком.
 
Конечно же, я выбрал третий путь и после тщательного подбора необходимых номиналов резисторов (номинал электролитического конденсатора, то же, был изменен, с целью лучшего воспроизведения НЧ), испытал микросхему с новой обвеской и темброблоком на входе.
 
Вариант темброблока, который я успешно использовал в предыдущих конструкциях, здесь работал не так как нужно. Сформировать желаемую АЧХ удалось изменением номиналов некоторых резисторов и конденсаторов. Ох и пришлось же повозиться...
 
Далее, LM1875  была составлена с оконечными транзисторами, (я использовал КТ825  и КТ 827), которым отведена роль основного усилителя тока.
 
Известно, что это решение перекликается с вариантом разгрузки по току в схеме из справочного листка на TDA2030A. Однако, согласно приведенных там условий эффективность разгруки малоэффективна. Практика показала, что напряжение смещения и сам режим разгрузки (ток в цепи базового перехода) следует выбрать другим. И оптимально будет использовать составные транзисторы, для их приоткрытия достаточно обеспечить Uбэ около 0,47В. Резисторы в цепи БЭ изначально опеспечивают заданный режим и т.о. дополнительные транзисторы постоянно находятся в приоткрытом состоянии, что обеспечивает минимизацию коммутационных искажений.
Так получилось, что конструкция критиковалась некоторыми "аналитиками" на некоторых форумах в рунете, мол непригодный вариант для широкой полосы с большими коммутационными искажениями. Это - бред. Как и то, что отечественные дарлингтоны КТ825/827 некошерны для звука. Еще как кошерны, импортные им уступили.
 
Питание : на стенде оно производилось от блока питания на базе готового трансформатора  ТП 60 - 7 с двумя вторичными обмотками, с переменным напряжением на холостом ходу 18,5 вольт и током примерно 1,5А в каждой, выпрямительный мост составлялся из диодов Д242, конденсаторы фильтра – 4000мкФ х 50в. для каждого плеча и в итоге на выходе БП  получилось напряжение + / - 24 вольта. Фон в динамиках при данной емкости фильтра – незначительный.
 
Примечания: имейте ввиду, что для питания двухканального варианта усилителя, потребуется больший ток. И что усилитель эффективен только при работе на нагрузку 4 Ом. И что повышенная чувствительность требует тщательной экранировки входных цепей.
 
Звук : Если в двух словах – Hi-Fi de Naturale!
или говоря нормальным языком – настоящий хай – фай.   Звук увлекает, даже блеклые композиции звучат удивительно свежо. Хочется слушать, слушать и слушать...
 
Схема и материалы : с марта 2010 г. становятся свободно доступными, для самодельщиков только, материалы можно скачать ЗДЕСЬ.
Использование схемы  в коммерческих целях не может производится без документального разрешения.
 
Насколько схема несложна для повторения, можно судить по демоверсии, рисунок внизу (показан один канал, второй - идентичен первому). Блок питания может быть общим для обоих каналов). Как видите, все достаточно просто.
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                             
Усилитель  подключается к линейному выходу любого аудио-устройства.  Предварительного усиления типично не требуется. При желании входной сигнал может быть дополнительно обработан эквалайзером.
 
КОНСУЛЬТАЦИИ :   - консультации по этой конструкци возможны только для тех, кто заказывал материалы за плату в прошлом.
                                                                                                                 
 
 
                                                                                                            Юрий